Накануне Дня учителя журналисты "РГ" вместе с педагогами Московского гуманитарного педагогического института - проректором по дополнительному образованию Ириной Савкиной и проректором по экономике и информационным технологиям Сергеем Весмановым приехали в деревню Лонгасы.
Здесь нас ждало семейство Логиновых. "Российская газета" впервые написала о них в материале "Школа временно недоступна" 13 сентября 2011 года.
Мы приехали не с пустыми руками. В нашем багаже - компьютер, ноутбук, принтер, книжки, краски, карандаши, пластилин и альбомы для рисования. А еще - компас, фотоаппарат и теплый плед. И, конечно же, много идей о том, как организовать обучение там, где кругом одна вода.
Около 11 утра мы уже на причале Петрозаводска - грузимся на небольшое, в десяток кают, суденышко, капитан которого обещает за 3,5 часа доставить нас прямиком на остров Большой Клименецкий.
К острову мы вместе с лодкой Логиновых причаливаем почти одновременно. Лодка - чтобы легче было доставить коробки с техникой. Михаил всматривается в нас, мы в него и троих ребят - Машу, Лялю и Мишу. На бревенчатом причале - первое знакомство. И сразу на меня обрушивается поток информации: Маша и Ляля наперебой рассказывают, что вчера полдня лепили пельмени и сегодня непременно нас ими накормят. А еще, что обязательно надо сплавать на секретный остров и сварить там уху. И пока Михаил с Мишей грузят на лодку коробки и добираются до дома вплавь, мы бредем пешком. У порога дома нас поджидают младшие девочки Надя и Вера и мама Маша. От реки уже идет оставшаяся часть "бригады" с коробками и сумками. И закрутилось: достаем монитор, системный блок, новенький ноутбук, принтер, все это едва умещается на длинном столе, который Михаил приладил к одной из стен единственной комнаты. Мужчины начинают собирать и подключать технику. И как ни хочется девчонкам и Мише рассмотреть ее получше, приходится выйти на улицу, захватив альбомы и карандаши. Благо, вопреки прогнозам, на улице - яркое солнце и совсем не холодно. Начинаем рисовать.
К Логиновым мы приехали не только установить технику, необходимую для дистанционного образования, к которому хотим их "подключить" вместе с МГПИ. Главнее этого - хотя бы примерно понять, на каком уровне остановилось обучение детей, чтобы подобрать образовательные программы. Ведь из них только двое - Маша и Ляля - успели походить в школу, да и то недолго.
- Если бы не Маша, я бы может тоже в школу не попала бы, - рассказывает Ляля. - Мне было еще 6 лет, и я однажды увязалась за сестрой в школу, да так и осталась сидеть. Понравилось.
Старшим девочкам Ирина Савкина привезла специальный опросник, в котором нужно подобрать синонимы или антонимы к разным словам, объяснить значение того или иного выражения, сгруппировать понятия по какому-то признаку.... Маша и Ляля, хоть и обсуждают задания вместе, но отвечать стараются независимо друг от друга. С их ответами еще будут работать специалисты, но уже сейчас, по тому, как они думали вслух над заданиями, можно сказать - с логическим мышлением у девчонок все в порядке.
А потом мы попросили всех пятерых помечтать. Ведь у каждого ребенка должна быть мечта, даже если он утром идет не в школу, а проверять рыбные сети. Маша и Миша мечтают стать путешественниками. У Миши любимая страна - Новая Зеландия. Мое изумление "снимает" мама: "Он у нас очень любит кино "Властелин колец", там такая красивая природа, вот он и загорелся. А съемки были как раз в Новой Зеландии". У Маши заветное желание попасть в Австралию, Южную Америку. Причем обязательно на своей яхте. "Хочу быть бродягой!", - говорит эта девчонка, больше похожая на хитрющего Геккельбери Фина. Клечатая рубашка, брюки, кепка козырьком назад - сорванец, одним словом.
"Я хочу фотоаппарат" - Надя свою мечту сформулировала четко. Сбылось - фотокамеру ребятам подарил МГПИ. А вот Ляля - девушка романтичная, мечтает собрать много ракушек и делать из них разные красивые вещи. Четырехлетняя Верочка пока только учится мечтать, больше всего ей нравится возиться с котятами. Их на терраске у Логиновых трое - Нелька, Мурашка и Соня. Вера пытается сгрести в охапку всех сразу и позирует нашему фотографу. Она вообще, кажется, больше всех любит фотографироваться.
Компьютеры установлены и на всех даже "пойман" интернет. Мы сидим дома и жуем те самые, обещанные девчонками в самом начале нашей встречи, пельмени. Ощущения странные: за окном мычит корова, вокруг бревенчатые, почти неотесанные стены, за спиной светятся современные экраны, на одном из них - страница поисковика, а на кухне потрескивает дровами большая чугунная печь... 21 век - поистине век-оксюморон...
- А как мы будем учиться? Какой будет график? А это будет как в школе? А каникулы будут? - этими вопросами нас закидали ребята уже по пути на секретный остров. Мы все, кроме мамы и младших девочек - плывем проверять сети и варить уху.
- Нет, наверное не надо каникул, мы же так много пропустили... - сознательно одергивает Ляля.
По словам Ирины Савкиной, в МГПИ планируют отобрать "костяк" педагогов и психологов, которые будут устраивать с ребятами "прямые включения". Методика дистанционного образования в вузе отработана. Единственная сложность - промежуточная аттестация все равно должна проходить на базе школы и в очно. Поэтому самый оптимальный, на взгляд специалистов МГПИ, вариант для Логиновых - семейное образование. Это законная форма получения знаний, когда ответственность за прохождение определенных программ берут на себя родители ученика. Домашнее обучение так же, как и экстернат, возможно с любого класса, при этом в любой момент можно вернуться к занятиям в школе.
Прихлебывая уху из только что пойманных окуней Ирина Савкина и Сергей Весманов объяснили Михаилу Логинову: нужно в первую очередь найти школу, в уставе которой прописана семейная форма обучения. Второй шаг - написать заявление на имя директора. На время обучения школа предоставляет семье бесплатные учебники и литературу из школьной библиотеки, консультации учителей. Кроме того, государство обязано выплатить родителям средства, равные затратам на образование ребенка, как если бы он продолжал учиться в государственной или муниципальной школе. Раз в год - очная аттестация в школе и перевод в другой класс.
Девочек очень волнует, не будут ли над ними смеяться, если на аттестации окажется, что они старше всех остальных. А нас волнует немного другое. Если Михаил и Мария переходят на семейное обучение, то и взрослым, и детям порой придется откладывать на второй план фермерские заботы, пчеловодство и поездки на секретный остров, к которым все они так привыкли. Домашнее обучение требует в первую очередь усидчивости. Хватит ли ее? Михаил уверяет, что да.
На обратном пути спрашиваем ребят, кем бы хотели стать. Маша, не забывая о своей мечте о путешествиях, все же останавливается на профессии переводчика: ей интересен английский язык, они с мамой потихоньку его разучивают. А еще она сочиняет разные истории. "Когда за водой хожу к реке - у меня лучше всего придумывается", - рассказала она. Мишка пока не определился, но судя по тому, с какой охотой он осваивает вместе с отцом профессию пчеловода, можно прикинуть, что по этой дорожке у него получится пройти. А 13-летняя Ляля, немного смущаясь и теребя штанину, говорит, что ей хотелось бы стать актрисой, "но папе эта идея не очень нравится". Мой взгляд цепляется за Лялины джинсы, и я как-то внезапно спрашиваю: "А платья вы носите?". Ляля смеется: мол, зачем, неудобно это. "Когда на огород идешь, лень калитку открывать, и я через забор перепрыгиваю, а в платье как? Хотя мне и оно не мешает", - втолковывает мне девчушка. А Маша вдруг мечтательно произносит: "Ну, если платье, то только как у принцессы"...
На, казалось бы, простой вопрос: "а зачем вам вообще учиться?" ни девочки, ни Миша не смогли дать четкого ответа. Поэтому главное сейчас, и для нас, и для Михаила с Марией - дать ребятам все возможности для того, чтобы понять, зачем же им нужно образование. И уже на базе полученных знаний сделать совершенно свободный осознанный выбор.
Пока я дописывала эти строчки, раздался телефонный звонок. Звонил Михаил. В минувшую пятницу он был на приеме у местного замминистра образования Геннадия Сараева. В Петрозаводске нашлась школа, да не простая, а для одаренных детей, готовая заключить с семьей Логиновых договор о семейном образовании.
Геннадий Сараев, замминистра образования Карелии:
- Мы идем навстречу семье. Логиновы не хотят экстернат, и нашелся другой вариант. Есть школа искусств N 1, которая располагается в Петрозаводске, но имеет республиканский статус. К ней и прикрепят детей. Соответствующий договор планируем подписать сегодня, во вторник. Кроме того, министерство доукомплектует семью необходимым компьютерным оборудованием. Мы также готовы протестировать уровень сигнала связи и повернуть тарелку на вышке так, чтобы у Логиновых был устойчивый интернет.
Подготовила Светлана Цыганкова